Пятница, 24.11.2017г.

Последнее обновление:Сегодня, 14:03:20

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Европейская безопасность: автомобильный терроризм

Европейская безопасность: автомобильный терроризм

Печать PDF

Автомобиль перестал быть роскошью более полувека назад. Это наиболее распространённое средство передвижения, доставки грузов, выполнения различных работ – мировое число автомобилей перевалило за миллиард в 2015 году. Практически любая область человеческой жизнедеятельности связана с машинами. В том числе деятельность человеконенавистническая.
Долгие десятилетия автомобиль был мишенью террористических атак, средством передвижения убийц, объектом размещения взрывчатки – движущимся и стационарным. В современной Европе обыкновенные автомобили стали смертельно опасным оружием, вполне легальным до наезда на случайных прохожих. Террористами используются крупные грузовики и обычные легковые машины. Гибнут десятки людей, травмируются сотни, запугиваются многие тысячи.

7 апреля 2017 года Стокгольм присоединился к скорбному списку городов, поражённых автомобильным терроризмом. Тяжёлая фура пронеслась по центру города, сбивая людей на тротуарах. Камеры видеонаблюдения зафиксировали стремительную сноровку разбегавшихся прохожих – чем-то похожую на испанские развлечения по бегу от быков.
Но это не было добровольным развлечением. Четыре человека не успели убежать, увернуться, спастись. Двенадцать травмированы и находятся в больницах. Столицу одного из благополучнейших государств планеты опалило страхом, болью, паникой и возмущением. За что?!

Естественный вопрос, остающийся без ответа.
Потому что современный терроризм не задается такими вопросами.
Он действует там, где есть возможность взорвать, убить, раздавить, отравить. Где есть средства совершения преступления и объекты приложения темных сил. Где есть мотивированный исполнитель. Крайне редко одиночный фанатик. Обычно – тщательно обработанная деталь террористического пазла, одноразовая и смертельно опасная.
Обоснование злодейства вторично, первична фатальная эффективность и медийная огласка.
Церковь в Египте, набережная в Ницце, метро в Санкт-Петербурге, парламент в Лондоне, гей-клуб во Флориде, рождественская ярмарка в Берлине. Список террористической активности растёт устрашающими темпами и пешеходная зона Стокгольма вряд ли будет в нём последней.

Что делать с бытовым, сетевым, спонтанным терроризмом – в том числе автомобильным?

Проблемы уличной безопасности далеки от новизны. Существует государство, которое борется с этой бедой более 15 лет и достаточно успешно. Краткий список автомобильных терактов против граждан Израиля многократно обширнее списка европейского из четырёх городов (Ницца, Берлин, Лондон, Стокгольм):

14 февраля 2001 года был осуществлён наезд автобуса на остановку общественного транспорта близ Газы. Погибло 8 человек, ранено 25, убийца арестован.
2 июля 2008 года террорист атаковал толпу и два автобуса на бульдозере. Трое погибших, 40 раненых, преступник застрелен прямо за рычагами управления.
22 июля ещё один «бульдозерный» теракт, 28 раненых, террорист ликвидирован на месте.
22 сентября 2008 года – наезд на группу израильских военнослужащих. Преступник использовал легковой автомобиль BMW, травмировал 19 человек и был убит за рулём своего автомобиля.
5 марта 2009 года преступным средством выступил трактор, ранено двое прохожих, террорист убит.
15 мая 2011 года – наезд похищенным такси на сотрудников полиции и случайных прохожих. 1 погибший, 20 пострадавших, террорист ранен и арестован.
22 октября 2014 года – атака легковым автомобилем на выходящих из трамвая людей. Двое погибших, семеро раненых, террорист поражён полицейским огнём и арестован.
13, 20 и 21 октября 2015 года – три автомобильных теракта в Иерусалиме. В общей сложности ранено 10 человек, все три преступника уничтожены.
8 января 2017 года. Наезд грузовиком на остановку общественного транспорта. Четверо погибших, 15 раненых, террорист убит.

Список ножевых терактов в Израиле насчитывает сотни пунктов только за последние пять лет. Невозможно запретить ножницы, ножи, бензопилы и автомобили. Современная жизнь немыслима без множества потенциально опасных предметов, оборудования, механизмов, автомобилей.

Необходимо снизить вероятность террористического нападения. Максимально уменьшить время реакции на него, реагировать жестко и точно. Повысить ответственность и внимание потенциальных жертв нападения – то есть всех жителей европейских стран и туристов. Усилить агентурную работу спецслужб в потенциально террористической среде. Отточить мастерство правоохранительных ведомств – в Израиле ни один из автомобильных убийц не ушёл от возмездия, большинство получили свинцовый приговор на месте злодеяния. Побег с места преступления (Берлин и Стокгольм) абсолютно недопустим.

Необходимо понять, что внезапно возникший феномен автомобильного терроризма не исчезнет сам по себе. Что он способен мутировать, захватывая различные транспортные средства – бульдозеры, тракторы, подъёмные краны, поезда, круизные лайнеры. Что потребуется разработка новых правил транспортной безопасности и кропотливый труд оперативников, экспертов, контрразведчиков.
Бороться с выдуманной «российской угрозой» существенно проще и доходнее, на этой борьбе сколачивается как финансовый, так и политический капитал. К сожалению, зачастую в ущерб подлинным европейским угрозам.