Вторник, 26.09.2017г.

Последнее обновление:Сегодня, 21:00:56

Вы находитесь здесь: Главное Политическое обозрение Nord Stream 2: фактор Словакии

Nord Stream 2: фактор Словакии

Печать PDF

Словакия – небольшая страна по самым скромным европейским меркам. В Евросоюзе она занимает гармоничное 19-е место из 28 сразу по трём важнейшим показателям. По занимаемой территории, проживающему там населению и реальному объёму экономики. Эти показатели равны 48.800 км2, 5.4 млн. человек и 105 млрд. $ соответственно.

За 12 лет пребывания в ЕС словацкий ВВП увеличился на 27 млрд. $, ежегодные темпы роста в среднем равны 2.8% - что существенно выше общеевропейских темпов. С 2004 года заметно уменьшилась безработица, с 15 до 9.5 процентов. В отличие от многих постсоциалистических стран, имеется естественный прирост населения, минимален его отток «за лучшей жизнью» в другие регионы ЕС. Несколько лет назад страна довольно неожиданно вышла на первое место в мире по производству автомобилей на душу населения, благодаря запуску сразу трёх крупных сборочных заводов Volkswagen, Peugeot и Kia Motors.

Несмотря на очевидные успехи экономического и социального развития Словакии – в автомобилестроении, металлургии, фармацевтике, химической и электронной промышленности, туризме, сельском хозяйстве и т.д. – государственный бюджет стабильно сводится с дефицитом в несколько миллиардов евро. Соответственно растёт государственный долг – за 12 лет пребывания в ЕС он удвоился до 45 млрд. €. Только обслуживание этой задолженности требует значительных затрат. По золотовалютным резервам страна находится во второй сотне общемирового списка, между Албанией и Замбией, со скромными объёмами 2.8 млрд. $.

Статус главного транзитёра российского газа через украинскую ГТС и далее в ЕС приносит Словакии от 400 до 800 млн. € в год. Что вносит существенную лепту в доходную часть бюджета. Кроме того, за последние три года Словакия стала крупным поставщиком природного газа на Украину. Не пробурив и единственной скважины. Не построив СПГ-терминалов по уважительной причине внутриконтинентального расположения. Продолжая получать 90% необходимого «голубого топлива» по трубопроводам из РФ.

Статистика экспорта «Газпрома» в две соседние страны выглядит следующим образом:

2014 год: Словакия 4.4 млрд. м3, Украина – 14.4 млрд. м3;
2015 год: Словакия 3.8 млрд. м3, Украина – 7.8 млрд. м3;
2016 год: Словакия 3.7 млрд. м3, Украина – 0.

Всего через Словакию экспортировано в ЕС 37.8 млрд. м3 российского газа.
При этом поставки «Газпрома» европейским потребителям со 146.6 млрд. м3 в 2014 году увеличились до 178.3 млрд. м3 в 2016 году. Налицо рост на 31.7 млрд. м3, с учётом всех реверсных зигзагов и двойной компенсацией «потери» украинского сегмента.

Транзитно-реверсное положение Словакии на европейском газовом рынке обуславливает резко негативное отношение её властей к изменению данного положения. Действительно, Братислава была возмущена только обсуждением новых стратегических газопроводов из РФ в ЕС. Будь то несостоявшийся «Южный Поток», строящийся «Турецкий Поток», работающий на всю мощность «Северный Поток» или его брат-близнец Nord Stream 2 в стадии активной подготовки.
Возмущение утратой реверсных и транзитных доходов закончилось… летом прошлого года. Как только была достигнута договоренность между ПАО «Газпром» и словацким оператором Eustream. О долгосрочном использовании газотранспортных возможностей Словакии в рамках проекта «Северный Поток 2».

Это значит, что через два года виртуальный газовый реверс для украинских нужд сменится реверсом физическим. Через все ветки «Северного Потока» и далее через Германию, Чехию и Словакию. С сохранением транзитного статуса Словакии – российский газ будет поставляться на крупнейший европейский хаб в австрийском Баумгартене по её территории. С кратным увеличением объёма этих поставок ввиду удвоения прокачивающей мощности «Северного Потока». С возможностью перепродавать российский газ украинским «реформаторам» существенно дороже существующих наценок – физическая транспортировка в любом случае накладнее виртуальных махинаций.

В марте 2016 и в ноябре 2015 лидеры десяти европейских стран открыто выразили своё несогласие строительством «Северного Потока 2». В адрес председателя Еврокомиссии поступила их оценка: «Nord Stream 2 – проект не коммерческий… он окажет дестабилизирующее влияние на единство Европы и экономику Украины…».

За прошедшие полтора года коммерческие интересы половины подписантов взяли верх над дестабилизирующими декларациями. Десятка протестующих стран сократилась до пятерки. Антагонистами расширения «Северного Потока» остаются три прибалтийские державы, Польша и Румыния.
Впрочем, Румыния и Польша уже зондируют присоединение к «Южному» и «Северному» потокам соответственно.
Греция, Венгрия и Болгария ведут переговоры о собственном участии в транзите и использовании российского газа после 2019 года.
Чехия и Словакия завершили переговорную стадию к собственной выгоде.

Политизированные убытки украинской экономики конвертируются в финансовую прибыль и энергетическое спокойствие сразу нескольких европейских стран. Собственно, ассоциация гiдности с ЕС ради этого и затевалась.